Современные ворота оснащены автоматикой и приводами и изготавливаются из стали и полимеров. Системы автоматизации в наши дни характеризуются гораздо более высокими темпами развития, нежели устаревшие «железки». Порой приходится вздрагивать от неожиданности, наблюдая за непрерывно работающими шлагбаумами, проблесковыми маячками и невероятно быстро открывающимися воротами, демонстрируемыми на тематических выставках. Все более популярной становится система «умный дом», совершенствуются и распространяются системы дождевой, световой и ветровой автоматики, но это уже отдельная тема. Начать следует с выбора железа: широкий спектр приводов, систем автоматики и безопасности сейчас позволяет решать технические задачи на самом профессиональном уровне.
Ворота классифицируются в зависимости от устройства створки, а также особенностей ее движения. Выделяют следующие виды ворот:
- Откатные;
- Секционные;
- Распашные;
- Подъемно-поворотные;
- Роллетные.
Каждый из перечисленных видов имеет особое назначение. Подъемно-поворотные, роллетные, распашные и секционные конструкции больше всего подойдут для утепленной мастерской, гаража или склада. Выбирая ворота для въезда на территорию или участок, следует остановиться на откатных или распашных.
Распашные ворота
Такой тип ворот до сих пор считается наиболее распространенным, несмотря на свою простоту. Это незаменимый вариант для любых ограниченных проемов типа арок. Такие ворота могут открываться и наружу и внутрь, вписываясь в уже существующую ограду, кроме того они достаточно легки как в установке, так и в применении. Тем не менее, распашные ворота и широкие створки несовместимы: к ним нельзя поставить автомобиль вплотную. Помимо того, что створки нуждаются в просторе для открывания, он еще и должен быть очищен от снега. Еще одним недостатком является то, что большая створка под воздействием ветра может хлопать.
Состоят такие ворота из 2-х щитов-воротин, которые закрепляются на боковых столбах петлями и открываются по принципу ставней или дверей. Чтобы изготовить такую конструкцию потребуется немного металла и сварочный аппарат. В качестве облицовки используются отечественные или импортные сэндвич-панели, декоративного типа профильные листы с полимерным покрытием, алюминиевый профиль, обыкновенный гладкий или гофрированный стальной лист, а также сварную решетку. Порой изделия, оснащенные коваными элементами, превращаются в произведения искусства. Примером тому служат ворота Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Хорошие ворота должны открываться бесшумно и легко, а для этого необходимо использовать высококачественные петли, например, петли с опорным подшипником. Зачастую ворота оснащаются системой дистанционного управления, а также системой аварийной разблокировки, незаменимой в случае отключения электроэнергии. Приводы либо скрываются в полу, либо размещаются на столбах, благодаря чему сохраняется исторический фасад.
Откатные (раздвижные) ворота
Такие ворота характеризуются надежностью и простотой, их применяют в отечественном строительстве уже несколько десятков лет. Их конструкция состоит из цельного щита, который подвешивают к направляющему рельсу на роликах. Во время открытия щит сдвигается вдоль стены или забора. Створки ворот не занимают драгоценное место ни за въездом, ни перед ним. Площадка перед воротами не нуждается в очистке, створки открываются плавно и легко. Еще одно преимущество – ворота могут быть любой высоты и ширины, все зависит от желания заказчика, а удобная подвеска отлично сдерживает нагрузку от ветра. Различные виды отделки позволяют без затруднений вписать ворота в архитектурный стиль любого городского здания или жилого дома. Помимо внешней привлекательности, раздвижные ворота отличаются экономичностью, долговечностью, а также приспособленностью к модификациям и совершенствованию: при желании с легкостью оснащаются механическим, ручным или автоматическим приводом.
Мнение эксперта
Конструкция консольного типа считается самым надежным и удобным вариантом: створка держится на консольной подвижной балке, которая перемещается по внутренним роликовым опорам. И верхний, и нижний опорный рельсы отсутствуют, земли ворота не касаются, а при их открывании проем полностью освобождается. Полотно ворот расположено на расстоянии около 10 см от земли, поэтому ни снежные сугробы, ни мелкие предметы на дороге не станут препятствием для водителя и не заставят его выходить из автомобиля с целью очистить путь. Снег, лед и любые загрязнения не угрожают механизму привода. Однако при таких преимуществах стоимость консольных ворот превышает стоимость аналогов в полтора-два раза.
Створки откатных ворот бывают как прозрачными (в этом случае используется обыкновенная сварная решетка, чугунное литье, ажурный кованый узор), так и с облицовкой из алюминиевого профиля, профилированного или гладкого стального листа, виниловой или деревянной вагонки, а также сэндвич-панелей. Откатные ворота при желании заказчика можно дополнить входной калиткой или поставить на них остекление. Их также можно оборудовать электромеханическим приводом, чтобы управлять воротами при помощи пульта дистанционного управления.
Подъемно-поворотные ворота
Подъемно-поворотные ворота состоят из цельного полотна, которое занимает всю плотность проема, поднимающегося вверх и располагающегося параллельно потолку в открытом состоянии. Такая конструкция также нуждается в приводе, хотя и достаточно простом: цельная створка ворот, обычно размером не более 6x2,2 м, движется по рельсам, которые расположены под потолком гаража по бокам проема. Благодаря пружинному амортизатору, пластиковым роликам и контактным планкам, обеспечивается плавность, бесшумность и легкость работы привода, а вес створки компенсируется установленными сбоку пружинами и шарнирно-рычажным механизмом. Тщательная окраска деталей и оцинковка значительно увеличивают долговечность конструкции. Полотно ворот для полного использования возможности конструкции делают как сэндвич-панель, т.е. внутри задействован пенополиуретановый утеплитель (толщина – 40 мм), по теплоизоляции схожий с кладкой в полтора кирпича, а снаружи – стальной лист (толщина 50-90 мм), оцинкованный и окрашенный. К преимуществам конструкции также относят ее надежность и простоту, а также относительно невысокую стоимость. К незначительным недостаткам можно отнести:
- автомобиль не поставить вплотную, поскольку полотно ворот при открытии выходит за пределы проема;
- проемы могут быть только прямоугольной формы и без арок;
- обязательно наличие в проеме невысокого порожка, ощутимого при проезде, служащего для уплотнения нижнего стыка;
- отсутствие возможности заменить какую-то часть полотна при ремонте – необходима полная замена;
- качественное уплотнение стыков не всегда возможно.
При этом перед владельцем такого типа ворот открывается неограниченный список вариантов отделки – в плоское полотно могут быть встроены окна, двери-калитки, а также смотровые щели. Наиболее практичной является профилированная ребристая фактура полотна, поскольку на ней незаметны вмятины и царапины. Помимо гладких и профилированных ворот, окрашенных в любые цвета, встречаются ворота, облицованные алюминием под орех, медь, бронзу и мрамор, а также древесиной редких пород и полудрагоценными камнями.
Секционные ворота
Примерно 40 лет назад в Германии была разработана секционная конструкция ворот, включающая в себя преимущества других типов. 4-6 секций (ширина – 350-610 мм), расположенных горизонтально и соединенных мощными петлями, образуют полотно. Ролики со встроенными подшипниками размещаются по краям секций и движутся вертикально вверх по стальным направляющим с разворотом под потолок. Если постройка гаража у вас пока только в планах, то рекомендуется использовать притолоку (высота – 400-500 мм). Притолока не должна быть ниже 200 мм. Благодаря размерам секций, полотно может быть с кратностью 110 мм в высоту, а длина секции не должна превышать 5 м. В зависимости от системы, высота ворот колеблется в пределах до 3-4 м. Секция таких ворот – это сэндвич-панель с эффективной теплоизоляцией, толщина которой составляет 40 мм. Изготавливаются стенки секций, как правило, из оцинкованного листа стали, а заполняемый в них жесткий полиуретан обеспечивает высокую прочность. С целью защиты от повреждения пальцев, стыки секций, произведенных в развитых европейских странах, оборудованы специальными приспособлениями. Секции окрашивают износостойким полимерным красителем. Конструкция таких ворот может включать калитку и элементы остекления. Современные технологии предоставляют возможность выбора среди десятков вариантов отделки секционных ворот, включая применение термостойкого стекла, пластика, а также алюминиевых сплавов. Дополнив такую конструкцию окнами или витражами, вы превратите ворота в настоящее украшение вашего дома.
К основным преимуществам секционных ворот относят:
- высокую эффективность использования площадки перед гаражом и его внутреннего пространства – автомобиль может становиться вплотную к воротам;
- бесшумное и легкое открывание, удобство в эксплуатации, высокая степень звуко- и теплоизоляции;
- долговечность и надежность;
- широкое разнообразие дизайна и его привлекательность;
- возможность использования в практически любых помещениях, независимо от их размеров, вида проема и формы ската крыши;
- умеренная стоимость.
В современных рыночных условиях утепленные металлические ворота обойдутся покупателю примерно во столько же, во сколько обойдутся секционные, т.е. гораздо более удобные в эксплуатации даже без автоматических приводов. Отечественный рынок может предложить панели и комплектующие высокого качества, поэтому автовладельцы даже со средним достатком смогут себе позволить установку гаражных ворот.
При выборе конструкции необходимо обратить внимание на:
- наличие подшипников с закрытым сепаратором;
- качество и толщину металла;
- качество изготовления пружин, дополнительные предохранительные механизмы, отсутствие повреждений;
- защиту от защемления в стыках секций пальцев;
- толщину, качество и надежность закрепления тросов;
- настройку системы автоматизации и ее надежность;
- привод, автоблокировка (никто не застрахован от попадания под полотно инородного тела), различные устройства безопасности.
Роллетные (рулонные, ролевые) ворота
При открытии роллетных ворот полотно сворачивается в рулон, затем наматывается на вал, находящийся в защитном коробе, который устанавливается как снаружи гаража, так и внутри него. Роллетные ворота обладают значительным преимуществом: они негабаритны. Хотя они уступают другим типам ворот по надежности, среди автоматических ворот они являются самым бюджетным вариантом. Как правило, поставляются с системой управления и электроприводом, однако их можно вполне эксплуатировать вручную в случае небольших размеров. Такие ворота оснащены торсионным приводом, а также устройством блокировки, представленным ручным или замковым ригелем. Система дистанционного управления поможет усовершенствовать автоматический привод. Также в качестве дополнений могут быть использованы системы на основе магнитных карт, замкового выключателя или электронных ключей.
К основным преимуществам рулонных ворот относят: простоту автоматизации, умеренную стоимость, быстрый монтаж и установку, а также эстетичность – что не маловажно для многих хозяев. Кроме того, такие ворота избавляют вас от необходимости очистки площадки перед гаражом от снега. Среди недостатков выделяют ограниченность высоты проезда и отсутствие возможности использования в интенсивном режиме, поскольку не рекомендуется выполнять процедуру подъема-опускания роллетных ворот чаще, чем 10 раз в сутки.