Арматурные работы при строительстве
Арматурные работы при строительстве
Арматурные работы при строительстве

При строительстве домов применение арматуры обусловлено необходимостью укрепить бетонные конструкции, сделать их более прочными и, следовательно, безопасными и надежными. В целом весь процесс работы с арматурой можно разделить на 3 этапа:

  1. покупка и хранение материала;
  2. методы соединения арматуры;
  3. укладка арматуры в опалубку.

Рассматривая вопрос о покупке арматуры, следует уделить внимание следующим аспектам. Прежде всего, надо определиться с тем, какая именно арматура Вам понадобится. Параметры, которым она должна соответствовать, рассчитываются инженерами и указываются в спецификации проекта строения. Там же будет указано и необходимое количество материала. Следующий шаг – поиск продавца. На этом этапе не лишним будет и проведение небольшого исследования предложений, анализ цен и отзывов покупателей. При этом обратите внимание, что цена будет расти в зависимости от удаленности от производителя. Так что вполне вероятно, что в случае необходимости приобретения больших объемов наиболее выгодной будет покупка непосредственно у производителя.

В случае отсутствия у выбранного продавца арматуры необходимого класса или диаметра, её можно заменить. Однако лучше такую замену предварительно согласовывать с проектировщиком, так как не во всех случаях она возможна. Общее правило замены такое – необходимо брать арматуру диаметром больше на один шаг. То есть, если в спецификации указана арматура 12мм, но в наличии ее нет, заменить можно на арматуру аналогичного класса диаметром 14 мм. Таким образом, несущая способность конструкция будет сохранена.

При покупке арматуры нелишним будет и внимание к «бумажным» вопросам. Качество материала должно подтверждаться соответствующими сертификатами качества, которые продавец обязан предъявить по требованию покупателя. Внимательно составляйте договор поставки или купли-продажи, в нем должно быть точно прописаны все характеристики товара, порядок оплаты и доставки, ответственность продавца и т.д. После того как арматура будет доставлена, проведите её тщательный осмотр. Определить соответствует ли товар Вашей спецификации поможет маркировка. Производится она обычно несмываемой краской на концах стержней арматуры, при чем нормативными документами определены цвета для каждого класса арматуры. Так, белый цвет соответствует арматуре А400С ; белый и синий - А500С; желтый - А600; желтый и белый - А600С; желтый и красный - А600К; зеленый - А800; зеленый и красный - А800К. Обратите внимание, чтобы на ее поверхности не было расслоений, трещин, сколов, она не должна быть кривой (норма искривления 6мм на 1м длины). Ржавчина браком не является. В случае обнаружения товара ненадлежащего качества, продавец обязан его заменить.

Но купить арматуру мало, ее еще надо правильно хранить. Для того чтобы сохранить ее в хорошем состоянии до использования, надо создать условия, исключающие коррозию. В частности, исключить контакт с землёй, для этого используют поддоны, прокладки, подставки и т.д., а также защитить от осадков, с этой целью арматуру помещают под навес.

При строительстве арматуру используют в виде арматурных каркасов, то есть соединенных в определенной форме отдельных элементов арматуры. Изготовление каркасов производится заранее или одновременно с монтажом опалубки. Готовые элементы каркаса хранятся под навесом. Какой именно каркас необходимо собрать указывается в проекте строения. Существуют два вида арматурных каркасов – плоские и пространственные. Плоские каркасы также носят названия арматурной сетки. Жесткость каркасов обеспечивается за счет скрепления деталей путем сварки или связки проволокой. От способа скрепления никак не зависит качество будущего строения и его основная задача зафиксировать конструкцию внутри опалубки. Так что выбор между связкой и сваркой основывается на субъективных предпочтениях. Однако относительно сварки есть ряд нюансов, которые стоит учесть. Прежде всего, не всякую арматуру можно подвергать сварке, для этого на ней должна быть маркировка С. Во-вторых, в любом случае при сварке нарушается структура металла, так что если квалификации сварщика окажется не достаточно пострадает надежность строения. При использовании арматуры диаметром до 12мм сварку не применяют в связи с высокой вероятностью пережига стержней. В то же время сварка существенно ускоряет процесс работы, да и произвести ее можно в любом месте конструкции. Выполнение сварки не отличается никакими особенностями и при этом используются обычные соединения в нахлестку; крестообразные; тавровые; стыковые.

Вязка арматуры не требует особых профессиональных навыков и может осуществляться даже новичками. Для вязки используют вязальную проволоку, диаметр которой обычно колеблется в диапазоне от 0,8-1 мм и до 3-4мм, а длина в пределах 40-100 мм. Выбор способа вязки достаточно большой и зависит от удобства рабочего.

Но помимо непосредственно арматур для ее вязки требуются и инструменты. В частности, арматурные кусачки, которые можно приобрести как на рынке, так и в любом строительном магазине. Существенно ускорить процесс вязки может помочь специальный пистолет для арматуры. Правда, в связи с тем, что это уже профессиональная техника стоимость его достаточно велика, и для небольших объектов покупать его просто не целесообразно. Более простой и дешевый вариант – ручное приспособление для вязки, которое можно приобрести в магазине. Также используют крючки, как промышленного производства, так и самодельные.

В качестве альтернативного варианта скрепления можно назвать использования специальных скрепок (коннекторов), которые изготавливаются из стали. Действуют они таким образом, что один конец скрепки крепится к одной из скрепляемых арматур, а второй фиксируется на другой. Таким образом, обеспечивается их сцепление и достаточно жесткое положение относительно друг друга.

Соединить арматуры можно и просто внахлест. Обычно метод применяется в плитах фундамента и перекрытий. Существенный его недостаток – значительное увеличение расхода арматуры. Да и величина нахлеста должна быть тщательно высчитана и указана в проектной документации. Зависит она от класса бетона и от диаметра арматуры.

Отдельного внимания заслуживают и гнутые элементы арматурного каркаса. К ним относятся лапки, хомуты, петли и т.п. Используют их в поперечных связях и анкерах. Обычно изготавливают их в заводских условиях и продают в уже готовом виде. Крупные строительные фирмы могут позволить себе покупку специального оборудования для их изготовления, а вот частным строителям такие затраты ни к чему. Так что или покупать готовые элементы или придумывать приспособления для самостоятельного их изготовления. К счастью, на просторах Интернета совсем несложно найти советы и модели таких «помощников».

Финальный этап работы с арматурой – установка её в опалубку. Приступать к этому можно после того как собраны все каркасы арматуры и уже смонтирована опалубка. При этом первым делом надо отчистить опалубку от мусора и по возможности тщательно ее почистить. Затем разметить на местности место расположения арматурного каркаса, руководствуясь соответствующими данными из проектной документации. При строительстве крупных объектов арматурный каркас устанавливают с использованием специальной техники (кран), в частном же секторе вполне можно обойтись и без этого. Главное при установке арматуры разместить её таким образом, чтобы избежать соприкосновения с плоскостью опалубки. Слой бетона, который при этом будет окружать арматуру, называется защитным и обеспечивает укрытие металла от атмосферных осадков, которые являются основной причиной коррозии. Толщина защитного слоя – величина не постоянная и отдельно рассчитывается в проектной документации. В зависимости от толщины плиты (стены), назначения конструкции и других факторов она может варьироваться в диапазоне 10 – 70мм.

Для того чтобы правильно соблюсти толщину защитного слоя не обойтись без специальных приспособлений. Называются они фиксаторами или пластиковыми подставками или бобышками, но суть одна. Их высоту можно регулировать в диапазоне 15-35мм и продаются они в строительных магазинах. Сэкономить на них можно подставив кусочки гравия, кирпича и др., но в таком случае точно вымерить высоту навряд ли получится.

В случае армирования при помощи отдельных стержней для их поддерживания используют так называемые «каркасы-лягушки», которые укладываются на нижний слой арматуры и уже на них соответственно укладывается верхний слой арматуры. Выполняют их обычно из арматуры диаметром 8-10мм.

После того как арматурные работы окончены заказчик должен внимательно осмотреть результат. Внимательно сверить соответствие выполненного каркаса проекту, правильность места его расположения, качество материалов и т.д. Только после этого подписывается акт о скрытых работах.